Детское здоровье

Симптомы детских заболеваний, первая помощь, лечение.


НАРУШЕНИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ

Авг-4-2008 Автор admin

Речь как способ выражения своих мыслей и желаний тесно связана с умственным развитием ребенка. Уже на второй неделе жизни у новорожденного отмечаются признаки зрительного и слухового сосредоточения. На 3-м месяце жизни у ребенка возникает элементарное гуление в ответ на положительные раздражители, а затем — истинное гуление, которое завершается к 7—8-му месяцу жизни. В дальнейшем ребенок начинает произносить отдельные слоги (ба-ба-ба, ма-ма-ма, па-па-па и др.). К году здоровые дети обычно выговаривают 8—10 (иногда больше) простых слов, осмысливая их содержание. Годовалые дети в своей речи используют 200—300 слов, строят простые предложения, употребляют слова во множественном числе, в косвенных падежах.
Недоразвитие мозга, различные его болезни, патологические изменения речевого аппарата проявляются нарушениями речи. Из различных речевых расстройств у детей наиболее часто бывают следующие.
Косноязычие — неправильное произношение отдельных звуков, которые во время разговора пропускаются или заменяются другими. Это — результат неправильного воспитания, аномалии прикуса, укороченной или слишком большой подъязычной складки. В первые 3—4 года жизни косноязычие бывает обусловлено незрелостью речедвига-тельного аппарата.
Недоразвитие речи или нарушение ее понимания при нормальном слухе и интеллекте — следствие неправильного формирования или поражения речевых областей коры полушарий головного мозга.
Заикание — наиболее частое расстройство речи у детей, характеризуется нарушением плавности речи, задержками произношений отдельных звуков или их повторением. У большинства детей начинается в 3—5 лет, у мальчиков чаще, чем у девочек. В его возникновении существенную роль играют острые и подострые психические травмы, в том числе конфликты в семье и детском коллективе, неправильное воспитание, излишняя избалованность, вседозволенность или, наоборот, лишение родительской ласки, опеки, любви и внимания, а также острые и хронические болезни внутренних органов, детские инфекции, легкая черепно-мозговая травма, особенно в случае задержки речевого развития.
Кроме того, у детей, как и у взрослых, обнаруживается нечленораздельная речь, немота, полная утрата речи (обычно после психотравмы), замед ленная речь с растягиванием звуков и удлинением пауз между ними, нечетким выговариванием слов и некоторые другие нарушения речи.
Оказание помощи. Необходимо детям с внезапными и быстрыми нарушениями речи. Если такие нарушения сочетаются с другими неврологическими расстройствами (например, с парезами, параличами), то ребенка следует уложить в постель и быстро вызвать врача. В случае внезапного заикания рекомендуется резко ограничить разговоры с ребенком или даже полное молчание. Следует максимально щадить психику ребенка, исключить всякие замечания, выражения недовольствия по поводу нарушения речи. В присутствии ребенка взрослые должны говорить спокойно и несколько замедленно, чтобы снять у него страх и напряжение. Ему необходимо внушить уверенность в выздоровлении, наладить взаимоотношения в детском коллективе.
Ребенка с любым нарушением речи следует показать детскому невропатологу (психоневрологу) и логопеду.

Комментарии закрыты.